LEADERSOFT.ru Разработка на заказ программ и сайтов
ЕСЛИ БАЗА ВАМ НУЖНА В ЛИДЕРСОФТ ЗАЙДИ СПЕРВА!
Список всех статей ... Подписка на новости (рассылка через subscribe.ru)




































Выпуск 44. Техника быстрого проектирования. Часть 1

Подписка: "Access 2000 - программирование и готовые решения"
Тема:  "Техника быстрого проектирования"
Часть: 1 шаг. Разработка справочников
Дата: 17.05.2004
Сайтhttp://www.leadersoft.ru
Подробное описание и загрузка примеров: Перейти ...
Новости
    09.04.2004. Вышла новая программа "Склад и Интернет магазин". Она разработана для учета информации не только для обычных складов предприятия, но и для работы с внешними складами, имеющих структуру Интернет магазина. Такая программа позволяет обслуживать не только телефонные заказы, но и те, которые связаны с поступлением заявок по электронной почте.  Ссылки на программу: общий вид, описание, загрузка. Выгрузка товаров из разных баз показана на сайте: www.mostorg.com
  На сайте Вы можете предложить к покупке любые товары. Обязательно зайдите в конференцию "Куплю ..."

1 Шаг. Разработка справочников

 Введение

   При анализе информации по базам данных можно заметить, что большинство сайтов и литературы по этой тематике уделяет внимание объектному программированию функций интерфейса (кнопок, полей, списков и т.п.), но к сожалению в них практически нет информации по бизнес аналитике. Например, вы не сможете найти в одном месте короткие методики построения: финансового учета, обработки заказов, производственного учета так, чтобы эта информация могла быть использована и доработана под конкретные нужды предприятия.
   С другой стороны мы видим, что для предприятий становиться очень важным ускоренное внедрение баз данных, так, чтобы при минимальных финансовых затратах и времени разработки можно было решить достаточно сложные задачи. Например, на многих предприятиях работают 1-2 человека (могут работать и по временному соглашению), которые отвечают за администрирование локальной сети, разработку и поддержку программного обеспечения. Решение вопросов автоматизации на таких предприятиях возможно только в том случае, если Вы будите использовать методы быстрой разработки.
   Основные принципы можно сформулировать так:
  - оптимизация и привидение интерфейса к стандартным формам;
  - сокращение программного кода, путем вывода его в библиотеки;
  - разделение и привязка интерфейса к рабочему  месту каждого сотрудника
   Освоение этих методов может Вам
 - значительно сократить время и средства на разработку базы данных
 - повысить производительность разработки приложений в 5 - 10 раз.
 - уменьшить ошибки в программном коде на 50-70%
 - сократить сроки внедрения и обучения сотрудников до нескольких недель
 - быстрее реагировать на новые требования к базам данных
 - повысить качество и надежность программного обеспечения

В связи с важностью данной темы для разработчиков разработан цикл статей по следующим разделам:
I. Разработка единого интерфейса базы
   1 Шаг. Разработка справочников
   2 Шаг. Разработка картотек
II. Разработка административных функций
   3 Шаг. Вход в базу данных
   4 Шаг. Управление пользователями
   5 Шаг. Управление сетью
   6 Шаг. Архивация и восстановление
III. Постановка и создание бизнес задач:
   7 Шаг. Управление клиентами
   8 Шаг. Управление заказами.
   9 Шаг. Учет наличных денег (касса)
 10 Шаг. Учет безналичных денег (банк)
 11 Шаг. Другие решение ..
 P/S Разработка и описание бизнес задач требует длительного времени и хороших знаний этих процессов. Но статьи в рассылках будут выстраиваться так, чтобы можно было построить интерфейс практически любой базы данных. В этой рассылке дано описание статьи: "1 шаг. Разработка справочников"

 Загрузка примеров
     Для того, чтобы разобраться в данной технологии необходимо загрузить 2 примера (la_step01.zip) по базам данных. Описание их дано ниже.
"Шаг 1 - создание справочника.mdb" - создает простейший справочник по базам данных.
"Шаг 2 - связь справочников.mdb" - создает справочник с полями типа список и дата и привязывает к ним другие формы.

 С чего начать разработку базы?

    При ускоренном проектировании базы данных разработка базы данных начинается  с описания небольших форм справочников. При этом используется заранее созданная профессионалами специальная библиотека интерфейса. Она включает в себя специальный класс для создания и управления всеми объектами справочника кнопками, списками и полями.
   Таким образом, Вам надо только придумать интерфейс, и не надо каждый раз специально разрабатывать функции, которые будут управлять кнопками форм. За Вас это сделает библиотека справочника. В результате этого и достигается  значительная экономия времени на разработку базы данных.
   При этом надо учесть, что все команды стандартизованы и могут в случае необходимости изменены через форму справочника, используя встроенный язык VBA.

 Методика

     Справочник - это минимальный объект проектирования базы данных. Он включает в себя одну таблицу с ключевым полем, а также форму с полями, кнопками и некоторыми командами для обработки записей таблицы. Для некоторых полей-списков применяются запросы. Справочник не имеет собственной системы поиска и печати, т.к. число записей и полей в таблице небольшое и нет смысла организовывать для него эти функции.
   В качестве примеров справочника из разных баз данных можно назвать: Единицы измерения (штуки, килограммы, литры),  статуса документа (ожидание, закрыт, в работе), тип дома (кирпичный, панельный, деревянный)
 Описание интерфейса
  Весь интерфейс справочника можно разбить на объекты, кнопки, команды и вкладки. Далее дается описание этих объектов.

   Кнопки - это объекты справочника, позволяющие выполнить простые действия с записью. Две кнопки на справочнике ОК и Отмена сохраняют или отменяют действия пользователя над записью справочника. Эти кнопки доступны любому пользователю базы, а не только администратору.

   Команды - это список действий пользователя над одной записью справочника. Эти команды могут изменяться в зависимости от того, какой пользователь работает с базой.
   • Копирование - команда позволяет скопировать текущую запись справочника. Применяется, если требуется быстро ввести данные незначительно отличающиеся от текущей записи
   • Создание - команда создает пустую запись. В некоторые поля данные могут заноситься из полей таблицы, где указаны данные по умолчанию.
   • Удаление - команда удаляет запись. При этом спрашивает пользователя об этих действиях.
   • Скрыть - команда скрывает от просмотра запись справочника. Применяется для важных данных, когда надо скрыть некоторую информацию от пользователей (вид ...)
   • Защитить - команда защищает запись от изменений. В этом случае, редактирование и удаление записей не разрешается.
   • Таблица - данная команда позволят перейти к редактированию таблицы справочника. Применяется для ускоренного ввода данных в таблицу. При закрытии таблицы ее текущая запись согласовывается с формой.
   • Выход - данная команда позволят отменить выбор команд.
 
   Списки - это специальные поля в справочнике, выделенные синим цветом. Это делается для того, чтобы отметить, что данные в списке редактируются двойным нажатием кнопки мыши через новую форму или обычным вводом текста. Применение цвета позволило отменить кнопку справа типа "..." и сохранить ресурсы базы данных.

   Дата -  это специальные поля для ввода значений дат. Они выделены синим цветом, что означает связь со специальным справочником

   Вкладки - специальные закладки разграничивающие текущие и системные поля справочника. Например, на последней вкладке можно найти поля, связанные с изменением и созданием записи (дата создания, изменения и имя оператора). Эти данные можно использовать для контроля за операторами

Создание справочника
      Создадим для примера справочник по оборудованию. Ниже указаны этапы его проектирования.
   1. Определяем ключевое слово, например, Оборудование. С этим словом будут связаны таблица СправочникОборудование и поля idОборудование (long), Оборудование (text). Эти поля используются классом справочника для поиска.
   2. Создаем форму СправочникОборудование, открываем ее в конструкторе и добавляем текст. Он отмечен темно-синим цветом. Комментарии указаны зеленым.

------- начало --------
Option Compare Database
Option Explicit
Private mfrm As clsFormMicro

' Событие срабатывающееся при открытии формы.
Private Sub Form_Open(Cancel As Integer)
' idОборудование - это ключевое поле в таблице СправочникОборудование
' Оборудование - это поле с названием оборудования (применяется в некоторых командах)
' Удалить оборудование - это фраза для команды удаления

Set mfrm = fcClassCreateFormMicro(Me.Form, "idОборудование", "Оборудование", "Удалить оборудование: ")
End Sub

------- конец --------

  3. Компилируем базу данных. Если будет ошибка, то устанавливаем ссылку на библиотеку libforms.mda. Она находится в папке library и необходима для работы форм. Привязка к библиотеке ведется автоматически при открытии формы. Если это не произошло при первом открытии, сделайте это через пункт в редакторе VBA: Tools-Referenses ...
  4. Проверяем работу кнопок базы данных, нажимая и проверяя их в действии.
  5. На следующем этапе (см. пример 2) работы со справочником добавляем новые поля (дата и список) и проверяем их в работе.
Заключение
    Главное на этом этапе - определение названий объектов и привязка формы к классу справочника. После этого можно переходить к изучению более сложного класса библиотеки форм.

Ответы на вопросы
Вопрос 1765. Один из самых частых вопросов, которые задают разработчики - это как правильно выбрать средство разработки. Например, смотрите на ссылку в конференции: Что лучше 1с или Access
  Ответ.
    Аналитика внедрения показывает, что на самом деле не все так просто, выбор средств зависит от многих факторов и чаще всего опирается не только на рекламу, но и на трезвые головы аналитиков и руководителей. При этом надо понимать, что кроме перечисленных средств разработки существует и масса других. Вот несколько примеров из практики.
   1. Компания занимается торговлей бытовой техникой, а поставщик имеет базу комплектующих для ee ремонта на базе системы SAP R/3. Естественно внедрение будет вестись на ее основе. Исключением может быть доработка загрузки данных на Microsoft Access, используя импорт через внешние файлы.
   2. Вот другой пример для компании, работающей с системой J.D.Edwards. В этом случае для дублирования некоторых функций системы при отказах создается база данных с использованием Access (на 4-5 компьютеров). Это связано с тем, что надежность Access базы выше, чем у аналогичных систем на базе dbase.
   3. Еще пример. Требуется создать диск с обработкой заказов  для компании, занимающейся оптовой торговлей репродукциями картин. В этом случае руководство выбирает Access как средство разработки, из-за того, что исходная база зарубежного поставщика имеет формат Access. При таком выборе доработка и внедрение займет меньше времени и финансовых средств, чем внедрение какой-то новой системы учета.
   4. Учет в Excel. Со временем при больших объемах информации возникают проблемы учета при работе с Excel. Например, нельзя работать в сети, организовать контроль за пользователями и т.п. Наиболее вероятно, что в этом случае будет выбран Access, как средство создания новой базы данных.
   5. Delphi+Access. Зарубежное предприятие занимается промышленным производством. Для системы поиска выбрали алгоритм, основанный на нейронных сетях, базу данных - Access, а средство разработки Delphi. Вариант неплохой - если считать, что код на Delphi получается компактным и легко загружаемым. Правда в конечном случае загрузка данных оказалась слишком медленной и потребовалась переделка всего алгоритма базы данных.