LEADERSOFT.ru Разработка на заказ программ и сайтов
ЕСЛИ БАЗА ВАМ НУЖНА В ЛИДЕРСОФТ ЗАЙДИ СПЕРВА!
Список всех статей ... Подписка на новости (рассылка через subscribe.ru)




































Выпуск 49. Бизнес аналитика

Подписка: "Access 2000 - программирование и готовые решения"
Дата: 24.06.2005
Сайтhttp://www.leadersoft.ru
Тема:  Предварительный анализ базы данных перед разработкой технического задания. Приводятся примеры решения экономических задач связанных с финансовым анализом и себестоимостью изделий на отдельном предприятии или холдинге.
Все статьи: 1-49
Вступление 
    Иногда бывают задачи в области разработки баз данных, которые очень сложно решить. Это связано с тем, что проект, который необходимо сделать является очень сложным для понимания. Как говориться, не за что зацепиться, чтобы его начать раскручивать.
    Например, представьте решение задачи по теме "Финансовый анализ холдинга" или "Производственная себестоимость". Тут нужны знания не только хорошие знания программирования, но и знания в области экономики и анализа бизнеса компаний.
    С другой стороны, если взять задачу учет "Клиенты предприятия", то большинство догадается, что надо записать их в таблицу и организовать их поиск по ИНН, Названию, Телефону и т.п. Это и есть описание бизнес логики данной программы.
    Далее в этой статье и дается краткое описание для разработки технического задания на базу данных "Финансовый анализ" и "Производственная себестоимость". Сейчас решение этих задач является одним из важных направлений в управленческом учете. Такого класса программы нужны финансовым, коммерческим, генеральным директорам. Связано это с тем, что конкуренция между предприятиями возрастает, требуется оптимизация расходов и снижение затрат на производство и управление компанией.
 

Финансовый анализ
   Введение. Решая задачу складского учета, возможно вы программировали финансовую задачу по поставщикам и покупателям. Например, учитывали кто и сколько кому заплатил, какая была оплата: наличная и безналичная, определяли дебиторов и кредиторов. Финансовый анализ - это уже более сложное решение бизнес задачи. Необходимо проанализировать не только товары, денежные средства в кассах и банках компании и ее филиалов, но и основные средства, инвестиции, фонды и т.п. Все это может учитываться в нескольких валютах: рубли, доллары, евро, а потом сводится к одной валюте и формированию управленческого баланса предприятия.
  Возникает вопрос. А не может ли это сделать бухгалтерская программа. Это практически не возможно. Для загрузки данных в бухгалтерию потребуется потратить много времени, на ввод и проверку данных. При этом типовая отчетность в бухгалтерии будет отличаться от отчетности финансового анализа, и следовательно ее нужно будет дорабатывать таким образом, чтобы не разрушилась функциональность бухгалтерской программы. Гораздо проще найти решение путем построения отдельной базы данных, а некоторые данные импортировать из бухпрограммы.
   Решение. Для решения задачи финансового анализа необходимо определить разделы учета. Ниже в статье дано их название с кратким описанием. Если необходимо посмотреть на возможный интерфейс объектов базы данных, то нажмите ссылку: финансовый анализ. И так, что нужно учесть:
  • Основные средства  - этот раздел предназначен для учета основных средств компании по филиалам (например, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск ...) или подразделениям филиала (например, Бухгалтерия, Секретариат, Отдел снабжения ...). Это позволяет избежать излишней детализации отчета по основным средствам. Учет ОС ведется на начало и конец периода с учетом их амортизации.
  • Денежные средства - в этом разделе базы данных предполагается организовать учет денежных средств в банках и кассах подразделений компании. Например, деньги а Альфабанке, Сбербанке, в рублевой кассе и т.п.
  • Дебиторы и Кредиторы. Этот раздел базы данных необходим для учета дебиторов и кредиторов компании. Далее на основе его формируется отчет по покупателям (частичная оплата) и поставщикам (дебиторская и кредиторская задолженность).
  • Товары на складах. Отчеты этого раздела нужны для анализа информации по товарам, находящимся на складах (торговые точки, главный склад, удаленный филиал и т.п.).
  • Инвестиции. Раздел необходим для учета инвестиций компании. Например, открытие новых торговых точек, ремонт помещений и т.п. Инвестиции должны учитываться по смете на начало периода и фактически на конец периода. При этом должно рассчитываться отклонение этих инвестиций.
  • Учет фондов. Специальный раздел базы данных предназначен для анализа фондов предприятия. Например, Фонда Развития, Риска и т.п.
  • Издержки предприятия. Каждое предприятие имеет различные издержки. Например, расходы на офис, персонал, торговлю и т.п. Их можно разделить на прямые и косвенные. В этом разделе предполагается вести их учет и формирование отчетности. Потребуется как минимум 3 вида отчетов.
 После разработки и учета в базе данных вышеперечисленных разделов, можно перейти к получению консолидированной отчетности по компании. На этом этапе необходимо разработать следующие виды отчетов.
  • Прибыль и Убытки - этот отчет необходим для получения итоговой информации по прибыли и убыткам компании. Например, Чистые продажи, Стоимость реализованной продукции, Операционные расходы, Маржинальная прибыль, Чистая прибыль и т.п.
  • Баланс филиала - этот отчет дает сводную информацию по филиалу компании, а именно, учитывает ее активы и пассивы по статьям финансового учета.
  • Баланс компании  - этот отчет дает сводную информацию по компании, аналогично отчету филиала. Статьи компании могут отличаться от баланса филиала.
  Очень важно для финансового анализа разработать правильно интерфейс. Весь учет необходимо организовать по статьям. Эти статьи необходимо привязать к объектам учета. Обязательно необходимо обеспечить финансовый учет как минимум в трех валютах: рубли, доллары и евро. Следовательно, в базе данных необходимо создать ряд справочников, которые будут позволять вводить, добавлять и изменять эту информацию. Предполагается разработать следующие разделы интерфейса.
  • Объекты учета - Под объектами учета в базе данных предполагается организовать учет специальных разделов, связанных с финансовыми статьями. Например, подразделения, филиалы, основные средства, услуги и т.п. Допуск на редактирование объектов должен иметь только администратор.
  • Статьи учета - это специальные статьи, привязанные к объектам учета. Например,  Расчетный счет в банке,  Частичная оплата, Валовая прибыль, Амортизация и т.п. Допуск на редактирование статей должен иметь только администратор.
  • Ввод данных - это форма разрабатывается для поиска и ввода данных операторами по статьям и объектам финансового анализа

Производственная себестоимость
   Введение. Практически рынок товаров сейчас достаточно насыщен, поэтому многие предприятия занимаясь торговлей постепенно переходят к производству, т.к. производить продукцию в некоторых случаях оказывается более выгодно, чем закупать. Главным для производственного предприятия является расчет себестоимости выпускаемой продукции для того, чтобы проанализировать экономическую эффективность предприятия.
   Ссылка по теме: Производственная себестоимость
  Решение.  Попробуем определить основные разделы технического задания для разработки базы данных по расчету себестоимости изготовления изделий. Вот они:
  • 1.1. Учет основных фондов
    1.2. Оборотные активы предприятия
    1.2.1. Сырье, материалы, покупные комплектующие
    1.2.2. Заработная плата
    1.2.3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)
    1.2.3.1 Определение потребности в энергетических ресурсах
    1.2.3.2 Расчет топлива и смазочных материалов
    1.2.3.3 Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты
    1.2.3.4 Затраты на текущий ремонт оборудования
    1.2.3.5 Амортизационные отчисления
    1.2.4. Итоговая ведомость расходов по РСЭО
    1.3. Общецеховые расходы
    1.4. Внепроизводственные (коммерческие) расходы
    1.4.1. Расчет общей суммы издержек и определение цены продукции
    1.6. Расчет прибыли и рентабельности

   Расчет себестоимости изделия начинают с учета основных фондов, оборотных активов предприятия, общецеховых и коммерческих расходов. Далее на базе этой информации определяют прибыль и рентабельность изделия. Коротко о каждом разделе учета сказано ниже.

  • Учет основных фондов
    Основные производственные фонды предприятия включают в себя все средства труда, которые функционируют в сфере производства и непосредственно или косвенно участвуют в производственном процессе. При этом надо учесть производственные помещения, станки, оборудование и транспорт, особенно такие характеристики как размер помещения, стоимость транспорта, мощность оборудования и т.п., влияющие на расчет себестоимости изделия.
     
  • Оборотные активы предприятия – это те активы, которые в результате хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на изделие и принимают однократное участие в процессе производства. Например, сырье, материалы, топливо и т.п.
     
  • Общецеховые расходы - к ним можно отнести: текущий ремонт здания и помещений, возмещение износа малоценного и быстро изнашивающегося инвентаря, расходы на содержание здания и помещений, расходы на тарные материалы
     
  • Внепроизводственные (коммерческие) расходы
    К внепроизводственным в основном относятся коммерческие расходы, например, расходы на рекламу, расходы на проведение маркетинговых исследований, расходы на создание собственных торговых точек, оплату услуг юриста, нотариуса  и т.п.

После расчета расходов (себестоимости изделия) необходимо посчитать доходы (выручку). Выручка– это сумма денежных поступлений от реализации продукции, т.е. произведение цены единицы продукции и объема выпуска в штуках (метрах и т.п.). Когда решены задачи эти задачи, можно перейти к итоговому анализу производства продукции.

  • Расчет прибыли и рентабельности
    Различают балансовую и чистую прибыль. Балансовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после вычитания налога на прибыль и других платежей, предусмотренных законодательством.

   На заключительном этапе проектирования базы данных (расчета себестоимости) необходимо проанализировать полученную рентабельность. Например, предприятие будет довольно эффективным, если разница в рентабельности будет не более 10-15%.

  • Итоговая отчетность
    При получении итоговой отчетности по себестоимости важно просмотреть отчет по калькуляции производства изделия. В нем отражаются расходы на производство изделия не только в денежном, но и процентном выражении от суммы затрат.

Ответы на вопросы
Вопрос по аналитике. Недавно пришел вопрос по электронной почте, связанный с интернет торговлей. Будущему инженеру выдано задание написать диплом на тему: "Интернет магазин". Он скачал программу интернет-магазин и спрашивал какой язык программирования используется в этой программе (фраза из письма - "кажется basic"). Вопрос меня поставил в тупик. Если ВУЗ готовит программистов, то хотя бы названию и применению языков программирования должны научить студентов.
  Ответ. Если проанализировать структуру программы, то получается следующее: для каталога магазина (html страниц) используется язык vbscript (visual basic script), мастера магазина построены на основе Access, используя vba (visual basic for application), при этом даются ссылки на внешние библиотеки (dll), то для их создания нужен visual basic. Все эти три языка программирования: vb, vba, vbscript имеют много общего (%90), а разница заключается только в описании переменных, наличия внутренних функций и средств отладки. Например, для отладки интернет приложений или создания свои dll библиотек потребуется установить Microsoft Visual Studio, хотя для работы с программой это не важно.